AZ

Так что же в реальности было подписано в США?

Несмотря на прошлые уверения официального представителя Госдепартамента США, что по поводу стратегического партнёрства Вашингтона и Еревана «нечего обсуждать», соответствующий документ в ночь на 15 января всё же был подписан госсекретарём США Энтони Блинкеном и министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном. Причём Энтони Блинкен, по мнению ряда экспертов, нарушил одно из неписаных правил американской политики: уходящая администрация в статусе «хромой утки» старается не подписывать никаких кардинальных документов.

В Москве устами сначала Дмитрия Пескова, а затем и Сергея Лаврова высказали своё отношение к этому документу: Армения, конечно, суверенная страна и имеет право дружить с кем хочет, но о последствиях подумать стоит. Понятно, что новое соглашение — это серьёзный имиджевый удар для РФ: демонстративные «обнимашки» с уходящей администрацией США устраивает её недавний форпост и верный сателлит. Другой вопрос, что при нынешней степени своей зависимости от России, прежде всего в экономике, как уже неоднократно отмечалось, говорить о какой-либо реальной переориентации Армении на Запад, честно говоря, проблематично. Не говоря о том, что к реальному экономическому давлению на Армению Россия ещё не приступала. А рычагов у неё для такого давления предостаточно — от цен на нефть и газ до тарифов на железнодорожные перевозки. Пожелают ли и, главное, смогут ли США в такой ситуации защитить Армению от российского давления — вопрос по меньшей мере открытый.

Теоретически здесь можно рассуждать о том, что на фоне серьёзных «сложностей» в отношениях США и Евросоюза с Грузией статус главного партнёра на Южном Кавказе переходит к Армении. Но это лишь теоретически. Основные бизнес-интересы Запада сосредоточены в регионе в Азербайджане. Логистика — в Грузии. Армения может рассчитывать разве что на лоббистов и разнообразные грантовые НПО. А это не тот фундамент, на котором можно выстроить работающую политику. Рано или поздно, и скорее рано, чем поздно, Западу придётся возвращаться к прежним ориентирам, а вот принимать на себя результаты раздражения России и Ирана будет уже Армения. Со всеми вытекающими.

Наконец, нет полной ясности, как это соглашение будет выполняться «в поле».

Да, Блинкен с удовольствием анонсирует шаги, которые будут сделаны уже новой администрацией. На встрече с Мирзояном он пообещал: «В ближайшие недели (точнее, в следующем месяце) группа специалистов США по таможенному и пограничному контролю прибудет в Армению, чтобы провести работу с армянскими коллегами над укреплением возможностей по обеспечению пограничной безопасности». Если кто забыл: границы Армении с Турцией и Ираном по-прежнему охраняют российские пограничники, Армения еле-еле берёт под контроль основные КПП на своей границе. Но самое пикантное, что Армения была и остаётся одним из основных «хабов» по обходу санкций, наложенных на Россию и Иран.

Более того, во время первого президентства Трампа, в мае 2018 г., Южный Кавказ посетил тогдашний советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Он привёз с собой не только весьма адекватный и достаточно выгодный для Азербайджана план урегулирования конфликта в Карабахе. Болтон ещё и проводил переговоры о соблюдении санкций, которые тогда были наложены на Иран. И договориться о соблюдении этих санкций в Ереване ему не удалось. Что уже заставляет задавать неприятные вопросы: а что будет делать обещанная Блинкеном американская группа на армяно-иранской границе? Стоять и смотреть, как её пересекают иранские фуры? Аккуратно фиксировать прецеденты обхода санкций? Или вежливо смотреть в другую сторону? Беспроигрышного варианта на армянской границе у США просто нет.

И не только на границе. Экономическое содействие придётся оказывать в ситуации, когда армянская экономика в значительной степени контролируется Россией. Говорить о безопасности — в ситуации, когда Ереван не рискнул даже распустить совместные с Россией группировки сухопутных сил и сил ПВО и вынужден делить с Москвой контроль над остатками своей армии. Рассуждать о транспортных и транзитных перспективах Армении — в условиях, когда армянские железные дороги находятся в концессионном управлении у России. Вашингтон действительно намерен всё это «перелопатить», перекупить и изменить? Или…

В Ереване могут убеждать окружающих и самих себя, будто бы совершили на американском направлении беспрецедентный прорыв. Однако даже руководство ANCA, Армянского Национального комитета Америки, сочло документ о партнёрстве «пустой бумажкой». Глава ANCA Арам Хампарян не стеснялся в выражениях: после того, как истекло 99,66% президентского срока Байдена, он и Блинкен «решают, что, наконец, пришло время подписать «стратегическое» соглашение с Арменией, которое они не смогут реализовать в ближайшее время, чуть больше шести дней». Помогать Армении, по мнению Хампаряна, надо было, «когда Азербайджан безжалостно душил жизнь „Арцаха“ (здесь и далее кавычки наши — Minval)». По его мнению, «теперь, когда ущерб, нанесённый „Арцаху“ (при поддержке США), уже нанесён, они в последнюю минуту выпускают ни к чему не обязывающий листок бумаги».

Несмотря на всю эйфорию ереванского прозападного фланга, Мирзоян и Блинкен подписали в Вашингтоне документ, не требующий ратификации в парламентах стран-участниц, что уже значительно принижает его статус — несмотря на охват тем, громкие слова и т. д. и т. п. Там много красивых слов и обещаний, но крайне мало чётко прописанных гарантий, в том числе и в такой сфере, как безопасность.

Но, несмотря на «расплывчатость» подписанного в Вашингтоне документа, этот, по выражению Арама Хампаряна, «ни к чему не обязывающий листок бумаги» может не на шутку вскружить голову Еревану. Здесь его вполне могут посчитать и серьёзными гарантиями безопасности, и отмашкой на силовой реванш. А такие планы у Армении есть. Доказательств — сколько угодно, от сохранения в Конституции притязаний на Карабах до стремления пополнить арсеналы именно наступательным оружием.

Проще говоря, США совершили ту же ошибку, что и во время печально известных переговоров своего посла в Багдаде с Саддамом Хусейном накануне нападения Ирака на Кувейт. И сегодня в результате стремления команды Байдена сделать «прощальный подарок» Армении напряжённость в регионе и риски новой вспышки возрастают многократно.

Для Азербайджана, с учётом реального военного потенциала стран региона, это, конечно, проблемы и «головная боль», но никак не вопрос выживания. У Баку есть чем ответить на возможные армянские провокации — и в военной сфере, и в политике, и в дипломатии. А вот для Армении новая игра с огнём — самоубийственный риск. Особенно с учётом того, что США не так уж и защищают своих партнёров. Особенно если партнёры не очень чётко понимают, какие гарантии на самом деле получили. Вернее, каких гарантий они не получили.

Так что у «ни к чему не обязывающего листка бумаги» в условиях армянской конкретики может проявиться тот ещё взрывной потенциал. Вопрос лишь в том, что главную опасность эта «бомба» несёт самой Армении. И от того, понимают ли это в Ереване, увы, мало что зависит.

Seçilən
0
minval.az

1Mənbələr